Светлое Христово Воскресение
Праздник Пасхи — Светлое Христово Воскресение занимает центральное место, а в ряду всех праздников христианских Пасха Христова — высочайшее торжество веры, самый радостный и торжественный праздник. Говорят, что Пасхальная ночь — самая безмолвная и тихая ночь в году. Все молящиеся зажигают свечи и ждут, когда священники в светлых ризах, с крестом, иконами и хоругвями выйдут из церкви — для того, чтобы крестным ходом обойти вокруг храма и как бы придти к запечатанному гробу Спасителя. В это время наступает 12 часов ночи — час, когда мы празднует Воскресение Христа и начинается пение праздничного тропаря: «Христос Воскресе из мертвых». Все входят в распахнутые двери храма и после радостных слов священника «Христос Воскресе!», — ликуя, отвечают «Воистину Воскресе!». В эту ночь в пасхальном целовании и приветном благовестии сердца людей открываются ликованию любви.
В Великую Субботу, под светлое Христово Воскресение в Иерусалиме на святой Гроб Господень сходит благодатный огонь. Это явное чудо повторяется в течение многих веков, с глубокой древности и является живым исполнением обетования Спасителя, данного Его ученикам после Воскресения: «И се, Аз с вами есмь во все дни до скончания века».
На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье несколько женщин (Мария, Саломия, Иоанна…) пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел Господень. Вид Его был как молния, и одежда Его бела как снег. Устрашившись Ангела, женщины пришли в трепет. Ангел же сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить Апостолам об увиденном. «И се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня». И как некогда, Воскресшего увидели Его ученики. В светлый праздник Пасхи Церковь призывает верующих «очистить чувства и увидеть Христа, сияющего непреступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, услышать ясно от Него: «Радуйтесь!».
«Пусть никто не скорбит о грехах, потому что из гроба воссияло прощение. Пусть никто не страшится смерти, ибо нас освободила смерть Спасителя: ее угасил Тот, Кого она держала в своей власти. Восторжествовал над адом Сошедший во ад. Горько пришлось аду, когда он вкусил Его плоти. …Принял тело и вдруг попал на Бога; принял землю, а встретил Небо. Он принял то, что видел, и попался на то, чего не видел. Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? …Воскрес Христос — и ни одного мертвого в гробу. Ибо Христос, воскресши из мертвых, положил начало воскресению умерших» (из слова св. Иоанна Златоуста).
Объясняя таинство смерти Христовой, Церковь учит, что по Его положении во гроб и до Светлого Воскресения Христос Сын Божий, Бог и человек, «был во гробе плотию и в аду душою, в раю с разбойником и на престоле со Отцем и Святым Духом, все наполняя как Вездесущий». «Сегодня Владыка пленил ад, освободивши узников, от века там находящихся»,— возглашает Церковь, соприсутствуя в духе Воскресению Христову.
Пасхальная служба
В службе праздника Пасхи воспевается богосветлая победа Господа нашего Иисуса Христа над всеми врагами нашего спасения и дарование нам жизни вечной. Все богослужение и церковные обряды праздника особенно торжественны и проникнуты чувством радости. Пасхальное приветствие напоминает нам то состояние апостолов, в котором они, когда внезапно разнеслась весть о Христовом Воскресении, с радостным восторгом восклицали: «Христос Воскресе!» и отвечали друг другу: «Воистину Воскресе!» (При этом троекратно лобзали друг друга в знак всеобщего примирения и во свидетельство радости о Воскресшем Христе Спасителе). При целовании и приветствии верующие издревле дарят друг другу красное яйцо, которое есть символ жизни и напоминает нам о том, что наша новая жизнь приобретена Пречистою Кровию Иисуса Христа.
Пасха. Начало праздника Пасхи
Праздник начинается Христовым Вескресением, в полночь между Великой Субботой и Воскресеньем. Служится особенная торжественная служба — Светлая Пасхальная Заутреня.
В некоторых храмах сразу после Заутрени служится Светлая Пасхальная литургия, которая продолжается около двух часов. Таким образом пасхальное богослужение кончается после трех часов утра. Во время этой литургии молящиеся, которые говели, исповедовались и причащались по время Страстной недели, могут снова причащаться без исповеди, если за истекшее время никаких больших грехов не было совершено.
После богослужения, так как пост кончился, молящиеся обыкновенно разговляются (едят скоромное — не постное). Молящиеся тоже приносят куличи, сырные пасхи и пасхальные крашеные яички, для того чтобы священник освятил их после службы.
Пасхальные яйца
Обычай дарить друг другу красные яйца во время Пасхи перешел к нам из Греции вместе с христианской верой.
По вознесении Иисуса Христа св. равноапостольная Мария Магдалина, придя для проповеди Евангелия в Рим, предстала императору Тиверию и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос Воскресе», и таким образом начала перед ним свою проповедь о Воскресении Спасителя.
Первенствующие христиане, узнав о таком простосердечном приношении равноапостольной жены, начали подражать ему и при воспоминании Воскресения Христова стали друг другу дарить красные яйца.
Красный цвет этого дара напоминает Кровь Спасителя, пролитую за нас и служит знаком всеобщей радости о победе Иисуса Христа над смертью, Его воскресения из мертвых, нашем искуплении и восстании в другом мире. Яйцо в этом случае есть прекрасный символ нашего возрождения в жизнь будущую. Когда-то и мы, отбросив все тленное здесь, где уже имеем зародыш и начало вечного бытия, возродимся и воскреснем для другой жизни.
Известно другое повествование о первом красном яичке
Мария Магдалина, как и другие ученики Господа, ходила из страны в страну и всюду рассказывала про Иисуса Христа, про то, как Он воскрес из мертвых и про то, чему Он учил людей. Однажды пришла она в Рим и там вошла во дворец. Когда-то давно Мария была знатной и богатой, ее во дворце знали и пропустили к императору Тиверию. В те времена, приходя к императору, люди всегда приносили ему какой-нибудь подарок. Богатые приносили драгоценности, а бедные приносили что могли. И вот Мария пришла теперь, когда у нее ничего больше не было, кроме веры в Иисуса Христа. Она остановилась перед императором, протянула ему простое яичко и громко сказала:
— Христос воскрес!
Удивился император и сказал:
— Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых! Трудно в это поверить. Так же трудно, как поверить, что это белое яичко может стать красным!
И пока он еще говорил, яичко стало меняться цветом: порозовело, потемнело и наконец стало ярко-красным!Пасхальные приметы
* Не забудьте в Пасхальную ночь принести домой воды из колодца (или хотя бы налить из крана). Ею окропляют комнаты. Особенно тщательно — детскую. Таким образом изгоняются грехи, дурные мысли, злые наговоры.
* Ребенок, родившийся в Пасхальную неделю, и тем более в Пасху, будет не только удачлив и отменно здоров, но и достигнет высоких чинов.
* Если кто-то из девушек «засиделся в девках», то в Пасху, во время церковного служения, надо сказать такие слова: «Воскресенье Христово! Пошли мне жениха холостого!»
* Считалось, что на Пасху особенно верно сбываются все любовные приметы. Ушибешь локоть — вспомнит милый. Если в щи упадет таракан или муха — жди свидание. Губа зачешется — поцелуй. Чешется бровь — кланяться с милым.
* В пасхальные дни шуметь нельзя. И пить до потери сознания — тоже.Пасха Христова
Слово «пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
Дата Пасхи (православной пасхалии) определяется по правилу, которое было установлено на Первом Вселенском Соборе (325 г.) в городе Никее. По этому правилу Пасха бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния и после иудейской Пасхи. Постановления (каноны) Вселенских Соборов нельзя менять.
Римская церковь в 1504 году отделилась от Православной Церкви. С тех времен они произвели много изменений. Одно из них было введение так называемого «нового календаря». За Римской церковью последовали и протестанты. Из-за этого у них бывает, что Иудейская Пасха следует после их Пасхи, что является нарушением постановления Первого Вселенского Собора.
Пасхальный периодВесь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом, и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!». Даже когда поднимают телефонную трубку, то не говорят «алло», а говорят «Христос Воскресе!». Весь этот период связан со многими обычаями и традициями.
Светлая Пасхальная Седмица
Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлой Пасхальной седмицей. Каждый день недели тоже называется светлым: Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т.д., а последний — Светлая Суббота.
Пасхальные обычаиК особым пасхальным обрядам относится благословение артоса. Артос – это просфора с изображенным на ней крестом или Воскресением Христовым. Историческое происхождение артоса таково. Апостолы по обычаю вкушали трапезу вместе с Господом, а по вознесении Его на небо отлагали часть хлеба для своего учителя, тем самым изъявляли свою веру в постоянное присутствие Иисуса Христа среди учеников. Приготовляя артос, Церковь подражает апостолам. Вместе с тем артос напоминает нам, что Иисус Христос Крестною смертью и Воскресением сделался для нас Истинным Хлебом Жизни. После Литургии освящаются принесенные верующими яйца, пасхи и куличи (по традиции пасхальная трапеза начинается с пения молитвы «Христос Воскресе» и вкушения освященных яиц, пасхи и кулича). Вспоминая о великих благодеяниях, оказанных роду человеческому Воскресением Иисуса Христа, древние христиане простирали руку помощи и благотворения сирым, нищим и убогим. Свидетельством древней христианской благотворительности во дни святой Пасхи осталась и ныне раздача денег и освященных продуктов бедным, чтобы сделать и их в этот светлый праздник участниками всеобщей радости.