Свежие комментарии

Как удачно пройти собеседование

Успех — это не более чем несколько простых правил, соблюдаемых

ежедневно, а неудача — это просто несколько ошибок, повторяемых ежедневно.

Вместе они составляют то, что приводит нас либо к удаче, либо к поражению»

Дж. Рон

Итак, Ваши старания увенчались успехом и Вас пригласили на собеседование. Теперь Вы переходите на самый важный этап. Ваше резюме уже понравилось, а это означает, что ваша профессиональная квалификация в целом соответствует требованиям работодателя. Теперь должны понравиться Вы сами.

Ваша задача-сделать все возможное, чтобы из всех претендентов выбрали именно Вас. Итак, как пройти собеседование? Чаще всего уже на первом собеседовании принимается окончательное решение о том, будете ли Вы работать в этой компании или нет. Причем это решение может зависеть не только от профессиональных качеств соискателя, но и от таких важных факторов, как манера держаться, манера вести разговор, Ваш внешний вид, осанка, жесты, речь или даже манера рукопожатия. Кроме того, на выбор работника могут влиять личные предпочтения работодателя. В этом отношении собеседование во многом напоминает лотерею, успех в которой во многом зависит от удачного стечения обстоятельств. Однако это вовсе не означает, что к собеседованию не нужно готовиться.

Несмотря на то что собеседование — это всегда немного лотерея, решающее значение имеют все же ваши личностные качества. Немаловажным фактором является умение вести беседу и уверенность в себе. Очень важно помнить, что Вы не умоляете принять вас на работу и ничего не просите. Вы — специалист и продаете себя. Вы нужны компании не меньше, чем она Вам, а скорее всего даже больше.

Подготовительная часть.

Чем лучше вы подготовитесь к интервью, тем выше шансы на успех.

Вам необходимо посидеть и почитать как можно больше информации о фирме-работодателе. Любой компании важно, чтобы Вы пришли к ним не случайно. На собеседовании необходимо показать, что Вы четко представляете себе чем занимается компания, каковы ее масштабы, успешность и цели, и соответственно, чем именно Вы будете полезны этой компании. Для сбора информации можно использовать любые средства. Очень эффективный способ — посетить корпоративный сайт компании, там Вы найдете очень много полезной информации. Так же можно «покопаться» в Интернете, прессе, если есть возможность — расспросите сотрудников. Добытую информацию можно будет вплести в канву «рассказа о себе». Например, претендуя на позицию менеджера по продажам, можно подчеркнуть, что «мои продажи на Новосибирск — а это направление, как я знаю, интересно вашей компании — составляли столько-то». В то же время не переусердствуйте в своем стремлении выглядеть осведомленным. Это может выглядеть неестественно и насторожить работодателя.

Продумайте ответы на стандартные вопросы. Со списком таких вопросов можно ознакомиться в нашей статье «Частые вопросы на собеседовании и ответы к ним».

Большинство интервью длится примерно пятнадцать-двадцать минут, но решающими являются первые 2-5 минут. Мнение о претенденте в 70 % случаях составляется еще до того как вам удается произнести первое слово. И что еще более удивительно, это мнение складывается до того, как проводящий собеседование хотя бы заглянет в заполненную вами анкету и чаще всего является основным.

Подготовьте рассказ о себе. Но имейте в виду, что интервьюер готов слушать ваше сольное выступление не более 2–3 минут. Стройте свой рассказ четко, останавливаясь только на ключевых моментах трудовой биографии: «Я занимался…», «Я взаимодействовал с поставщиками…», «Я организовывал презентации» (обратите внимание, не «мы» или «наша компания», а именно «я»). На собеседовании следите за реакцией интервьюера. Если какой-то момент вашей биографии его заинтересует – например, он посмотрит на вас более внимательно или отложит ручку, – вот тогда можно углубляться в подробности. И обязательно держите наготове несколько фактурных примеров, характеризующих ваши профессиональные достижения. Например: «мною был разработан план выведения компании из кризиса» или же «за полгода я увеличил объем продаж на 40%».

Оденьтесь подобающим образом. Стиль одежды во многом зависит от должности, на которую вы претендуете. Творческому человеку важно подчеркнуть свою индивидуальность, для представителя консервативных профессий оптимальный вариант – модная классика. Но что бы вы ни решили на себя надеть, главное, чтобы вам в этом наряде было комфортно. Если верите в психологию цвета, откажитесь от красного (может вызвать у собеседника агрессию) и коричневого (его предпочитают неуверенные в себе люди). Также не одевайтесь очень пестро – рискуете показаться легкомысленным.

Само собеседование.

Почти всегда решающими при приеме на работу являются первые минуты встречи. Постарайтесь сразу расположить к себе интервьюера, ведь, как говорят англичане, второго шанса произвести первое впечатление у вас не будет. Обязательно улыбнитесь, представьтесь, сообщите, по какому вопросу вы пришли. Можно сказать: «Спасибо, что нашли время встретиться со мной». Рукопожатия перед интервью не слишком распространены, но если вам протянули руку, обязательно пожмите ее. Заранее узнайте, как зовут вашего собеседника, и обращайтесь во время беседы к нему по имени-отчеству (или по имени, если он так представился).

Собеседование – это всегда стресс, и, если волнение мешает Вам вести диалог, не бойтесь сказать об этом вслух. Одно то, что вы озвучите свои чувства, поможет вам справиться с волнением, а собеседнику станет понятно ваше состояние. Однако не стоит повторять в течение всего интервью: «Я так волнуюсь, я так переживаю!» – для работодателя это плохой знак.

Чтобы встреча прошла благоприятно для вас, можно попробовать применить несколько простых «невербальных» приемов. Итак, садимся напротив интервьюера. Поза собранная и аккуратная, но не «закрытая» (скрещенные руки и ноги). Между бровями собеседника мысленно рисуем треугольник, в середину этого треугольника и нужно смотреть. В этом случае у вашего визави не возникнет ощущения, что вы сверлите его взглядом или же, наоборот, блуждаете взором по комнате. Из сумки достаем ручку и ежедневник: возможно, нам придется делать какие-то записи. Кроме того, эти предметы помогут занять руки и избежать излишней жестикуляции. Кстати, о жестикуляции. Можно использовать так называемую зеркальную позу. Смысл ее в том, что вы ненавязчиво копируете жесты интервьюера, тем самым психологически настраивая его на одну волну с вами. Психологи утверждают, что этот прием действует безотказно.

Старайтесь не врать на собеседовании. Ваши шансы занять вакантное место резко упадут, если во время собеседования вас уличат во лжи. Конечно, некоторым соискателям удается приукрасить свои достижения, скрыть промахи и выдать себя за суперпрофи, но такое бывает редко. Опытный кадровик почти всегда распознает лгуна. Во-первых, держать «синтетический» образ, стараясь выглядеть лучше, чем вы есть на самом деле, невозможно более 20–30 минут (ну только если вы не натренированный сотрудник спецслужб, конечно). А во-вторых, интервьюеры часто обращаются к одной и той же теме, пытаясь поймать на нестыковках. Поэтому лучше все же говорить правду. Другое дело, что некоторые «слабые» места этой правды надо уметь подать в выгодном для себя свете.

На вопрос о самом коротком периоде работы тоже отвечайте честно. «Да, действительно, проработал всего четыре месяца, так как фактические условия работы не совпали с обещанными». Или: «Уволили по окончании испытательного срока без объяснения причин». К сожалению, некоторые недобросовестные работодатели, стремясь сэкономить на оплате труда специалистов, по-прежнему проделывают трюки с «испытательным сроком». Кадровики об этом знают и все поймут. Допускается обозначить свой скорый уход и как личную ошибку. Но ошибку, которую вы осознали, сделали выводы и вот теперь снова в поиске.

Еще один вопрос, на котором частенько «спотыкаются» соискатели, касается конфликтов с бывшим работодателем. Если конфликт действительно был и обстоятельства вынуждают вас об этом рассказать (например, вы допускаете, что интервьюер может позвонить на ваше прежнее место работы), подготовьте пусть и подкорректированную, но максимально правдивую версию. Например, скажите, что ваши взгляды на трудовое законодательство расходились со взглядами работодателя. Будьте кратки и не позволяйте себе неуважительных реплик в сторону «бывшего».

Ну и, разумеется, не лгите по тем пунктам, которые легко проверить: прописка, образование, возраст, стаж и пр. Здесь, как говорится, no comments.

Не забывайте, что в любом интервью у вас две задачи: не только наиболее выгодно представить себя, но и разобраться, насколько интересно для вас предложение потенциального работодателя. В связи с этим советуем задать максимум вопросов еще на стадии телефонных переговоров. Возможно, узнав, что до рабочего места вам придется добираться полчаса пешком по промзоне или что на предприятии действует строжайший дресс-код, вы и сами откажетесь от дальнейших попыток трудоустроиться в данную компанию.

Что стоит взять с собой:

  • Экземпляр резюме.
  • Копии дипломов, свидетельств и других документов, подтверждающих квалификацию. Но предъявлять их следует только по требованию.
  • Блокнот (ежедневник) и ручку.

Что касается вопроса о зарплате, то здесь мнения специалистов расходятся. Одни предлагают выяснить размер вознаграждения еще в ходе телефонной беседы, другие – отложить разговор о деньгах до личной встречи, причем завести его даже не на первом, а на втором-третьем собеседовании, когда станет ясно, что компания вами заинтересовалась. Но в любом случае не стоит очень активно «муссировать» тему финансов: слишком меркантильных соискателей стараются не рассматривать: есть риск, что при любом удобном случае такой человек уйдет в другую компанию, где платят больше.

Какие вопросы любят работодатели? Прежде всего те, которые касаются ваших должностных обязанностей и перспектив роста: «Как будет выглядеть мой рабочий день?», «Какие имеются возможности для служебного или профессионального роста?», «Насколько важна эта работа для компании?». Тем самым вы демонстрируете работодателю, что вас в первую очередь привлекает сама компания, возможность работать и реализовываться именно здесь. Также помните, что характер вопросов и их направленность косвенно указывают на уровень вашей квалификации. Поэтому постарайтесь заранее заготовить вопросы, которые обнаружат вашу осведомленность в специфике бизнеса и рынка. Можете зафиксировать вопросы в ежедневнике и на собеседовании воспользоваться записями – это будет только плюс. Интервьюер оценит вас как человека структурированного, подготовившегося и знающего, чего он хочет от предполагаемого места работы.

Еще несколько советов как пройти собеседование:

1. На собеседование лучше прийти минут за 15. Если чувствуете, что не успеваете, позвоните, чтобы предупредить об этом, или перенесите встречу. Если все-таки задержались, спокойно извинитесь, признайте свою неправоту, но держитесь достойно.

2. Заранее подготовьте список людей, которые могут вас рекомендовать (фамилия, имя, отчество, должность, организация, контактные данные). Рекомендации проверяют очень редко, но их спрашивают – почти всегда.

3. Если вам вдруг задали вопрос, ответа на который вы не знаете, скажите: «Над этим надо немного подумать». Но все равно ответьте на заданный вопрос.

4. Если в ходе интервью выясняется недостаточный уровень ваших знаний, обозначьте свою готовность учиться. Но не абстрактно («я обучаем»), а приведите несколько конкретных примеров, когда перед вами стояла задача освоить что-то новое и вы с этим успешно справились.

5. Вы имеете право не отвечать на вопросы, касающиеся политических и религиозных убеждений, сексуальной ориентации.

6. В конце собеседования «завязывайте» разговор на позицию «мы»: «Каковы наши дальнейшие действия?», «Когда мы с вами созвонимся?». После окончания интервью не забудьте поблагодарить собеседника за встречу.

7. Даже если вас не приняли, не расстраивайтесь. С каждым собеседованием будет расти ваш опыт и умение презентовать себя правильно.

Очень надеюсь, что теперь вопрос как пройти собеседование не застанет Вас в расплох.

Удачи Вам!

 


 

3 комментария на “Как удачно пройти собеседование”

  • Александр:

    Узнайте, кто именно будет проводить с Вами собеседование, как его зовут. Вы произведёте хорошее впечатление, если обратитесь к нему по имени и отчеству при встрече.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Подписка на новости

Получайте все новые статьи на свою почту:

Мы писали…
Яндекс.Метрика