Почему наши подростки не хотят жить?
Серия самоубийств среди подростков захлестнула Россию. Статистика ужасает: в России ежегодно четыре тысячи подростов пытаются покончить жизнь самоубийством, полторы тысячи этих попыток оканчиваются смертью.
Подростки, часто романтизируя смерть, рассматривают её как иной способ существования. Шагая с крыши высотки, они думают, что уходят в другой мир. Это особенность психики подростков. Они не могут всерьёз понять, что это всё — конец, что за этим уже не будет ничего. Не понимают, что смерть необратима. В их сознании они просто переходят в некий другой мир.
Существует молодёжная мода. В группе подростки чувствуют себя увереннее, им свойственна стадность, когда они могут сказать: «Мы одна команда!» Это работает и при суициде. Подростки частенько подражают своим кумирам. Чаще всего авторитетами для них становятся рок- или поп-звёзды. Так, вслед за тем, как один из поп-идолов, «Иванушка» Игорь Сорин, «шагнул с балкона в предрассветное небо», среди подростков последовала целая череда самоубийств. Для подражателей было важно «повторить его судьбу, уйти с ним, уйти с кумиром». В отличие от взрослых, подросткам свойственны и групповые суициды: за компанию «не так страшно» и «интересней».
В возрасте от тринадцати до шестнадцати лет у ребёнка происходит психологическая ломка организма, на всё формируется своя воля, своя точка зрения. Ребёнок, вступая во взрослую жизнь, ищет ответ на вечные вопросы: кто я в этой жизни и зачем я на этой земле? Родителям в этот момент важно сохранять душевную связь с ребёнком, не вступать с ним в конфронтацию, не применять к нему армейско-палочную систему, а проявлять понимание и гибкость.
В одном из случаев отец ввёл для сына бессмысленные ограничения: запретил подходить к компьютеру и телевизору, лишил его мобильного телефона. К тому же, как рассказывают соседи, дело доходило и до рукоприкладства. Подросток, стремясь к определённой свободе, понял, что его свобода только в одном: распоряжаться своей жизнью и смертью. Для отца он оставил записку: «Этого ты мне уже не запретишь».
По статистике, сорок процентов подростков, покончивших с собой, жили в асоциальных или неполных семьях и девяносто шесть процентов — росли в семьях с тем или иным патологическим типом воспитания.
Несмотря на то, что суицидальное поведение — процесс, который порой длится годами, чаще всего его механизм закладывается в раннем детстве. В нашей стране распространён авторитарный тип воспитания. С ребёнком в такой семье не считаются, подавляют в нём любую инициативу, бьют, унижают. В результате, достигнув подросткового возраста, он не способен сопротивляться трудностям.
Немало у нас семей, где ребёнка просто не замечают, ребёнок растет как сорняк, беспризорником при живых родителях. В непростом подростковом возрасте ребёнок чувствует себя ущемлённым, никому не нужным, порой ему не с кем посоветоваться. Под влиянием улицы он пробует алкоголь и наркотики.
Третьим вариантом патологического воспитания является ситуация, когда ребёнок является кумиром семьи. Родители сдувают с него пылинки, не могут нарадоваться на своё чадо, потакают капризам. Всё, что ни сделает чадо, — всё великолепно. Никаких ограничений, замечаний! Это формирует истерический тип характера. В детский сад такого ребёнка, как правило, не водят. Проблемы начинаются когда он идёт в первый класс, и сходу нарывается на ответную реакцию сверстников. Оказывается, что он почему-то не «самый-самый», как ему внушали в семье. Тут же страдает достоинство ребёнка, наступает разочарование, всё это оборачивается срывом и психологической травмой.
Повышен риск развития суицидального поведения для тех подростков, кому с детства предъявляют повышенные требования: «Ты должен быть лучше всех в классе! Победить на олимпиаде, выиграть спортивные соревнования». Любая неудача в дальнейшем подростком воспринимается как трагедия. Примером может служить прошлогодний случай суицида тринадцатилетнего школьника из Тюмени, покончившего с собой из-за двойки по иностранному языку.
Сообщения о подростках-самоубийцах смакуются во всех средствах массовой информации. Это провоцирует у подростков с суицидальной готовностью —впечатлительных, легкоранимых, обидчивых детей, склонных зацикливаться на негативных эмоциях, — ответную реакцию. Подростки рассуждают: «Если кто-то смог это осуществить — смогу и я, я не хуже, решусь и тоже уйду». Начальные признаки психического заболевания проявляются уже в пять-шесть лет. А затем ещё часть склонных к суициду подростков формируется патологическим воспитанием.
Согласно статистике, одно завершённое самоубийство среди подростков сопровождается сотней попыток суицида. Каждый год в России кончают с собой полторы тысячи подростков и более двухсот детей. В последнее время частота самоубийств среди тех, кому десять-четырнадцать лет, колеблется в пределах от трёх до четырёх случаев на сто тысяч, а среди подростков пятнадцати-восемнадцати лет — девятнадцать-двадцать случаев. И эти цифры не снижаются. В России подростки сводят счёты с жизнью в два и семь десятых раза чаще сверстников живущих в других странах.
Пятьдесят процентов всех суицидов — это следствие взаимоотношений в семье. Причинами остальных самоубийств являются конфликты со сверстниками, неразделённая любовь, беременность, сексуальные неудачи, страх одиночества.
Где подростки чаще решаются на самоубийство, в больших городах или сёлах? Ответ как бы напрашивается сам собой, но он не столь очевиден. Около тридцати лет назад только в Китае частота самоубийств на селе была выше, чем в городе. В девяностые годы, по этим показателям, рядом встала Россия.
Относительно спокойная ситуация наблюдается в Подмосковье, некоторых регионах Центрального и Южного федеральных округов, Санкт-Петербурге. Количество самоубийств существенно растет на Урале, зашкаливает в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.
По статистике, лидерами по частоте самоубийств среди детей являются Тува, Бурятия и Якутия. На сто тысяч подростков в возрасте от пятнадцати до девятнадцати лет там приходится соответственно 126,6, 86,6, и 74,2 случая самоубийств. Это связано с тяжёлыми условиями жизни. На психологическое состояние человека оказывают воздействие климатические условия, социально-экономические реалии региона, царящая там безработица. Надо учитывать верования и вековые традиции проживающих там народов. Так, например, коренные народы Севера до сих пор имеют сильные языческие корни. А те же буддисты уверены в жизни после смерти, только в несколько ином качестве. Это снижает планку страха перед самоубийством. Суицид в Бурятии и Туве верующими людьми порой воспринимается не как греховный поступок, а как достойный уважения.
Чтобы сформировать у ребёнка психологическую устойчивость, которая помогла бы ему справиться с различными обстоятельствами и искушениями, надо прежде всего любить своего ребёнка, с пелёнок общаться с ним. Недаром с грудными детьми агукают, улюлюкают, улыбаются и подмигивают малышам. Всё это способствует созданию устойчивой психики ребёнка. Тем мамашам, что сбывают ребёнка няням, хочу сказать, что их любимое чадо — уже лишенец, он ещё не говорит, но уже ощущает, что его бросили. Самая лучшая няня — чужой человек. Все занятые родители должны знать, что основы личности формируются в первые пять-шесть лет. Не стоит потом удивляться, что ребёнок чувствует свою заброшенность, что он никому не нужен, не достоин ничьей любви. Такое восприятие окружающего мира может привести к развитию суицидального поведения.
Подростки остро чувствуют фальшь. Ребёнка необходимо воспитывать своим примером. Если папа говорит ребёнку о вреде алкоголя, а затем, когда приходят гости, засыпает в салате, никакие разговоры тут не помогут. Как можно больше общайтесь с ребёнком, с младенческого возраста прививайте ему понятие ценности жизни, её единственности, необходимости её беречь. Учите ребёнка самому решать свои проблемы, при этом стройте с ним партнёрские отношения, старайтесь быть ему другом.
Ребёнку очень важен телесный контакт со своими родителями. Несмотря на переходный возраст, нужно гладить их по голове, обнимать и ласкать. Ребёнок при этом будет осознавать уникальность собственного тела. Отсутствие телесного общения с родителями формирует у ребёнка мысли о бессмысленности телесной оболочки, которую не жалко и потерять.
Наша реальность – больное, глухое к чужой беде общество! Но что меня убивает? Все занимаются выборами, не понимая, что скоро уже неважно будет — кто наш президент, потому что не будет страны.
В тринадцать-шестнадцать лет легко сделать шаг с последнего обрыва. Во-первых, к таким мыслям их приводит школа. В ней агрессивная среда и никакой отдушины нет. Детям в школе неинтересно. А ЕГЭ напрочь отбивает желание учиться. Подростки ходят только на те предметы, которые им придётся сдавать. Мотиваций нет. Целей нет. И что? Кто-то колется, кто-то начинает пробовать травку. Ни светлых помыслов, ни идеологии.
Во-вторых — родители… Если в переходном периоде родители не становятся для них друзьями, дети попадают в омут всеобщего равнодушия. Дети никому не нужны. Ни семье, ни школе, ни… стране. Подростки сначала уходят в социальные сети, в выдуманный ирреальный мир. Но и в этом суррогате не видят любви. А ведь им нужна всего лишь небольшая частица любви!
Сегодня всё подменяется деньгами. А деньги — это мусор. Когда нет любви, когда нет ценностей, деньги не имеют значения.
Девочка написала: «Полгода жила с мыслью о самоубийстве, но поговорив с добрым человеком, поняла, что значит жить по-настоящему». Поняла, что ТАМ не будет ничего… Что утром не почувствует запах кофе, не съест булочку, не сможет поцеловать маму. Не увидит, как расцветают подснежники, как падает снег. Ты думаешь, что, когда ты упадешь, сцепившись за руки с другом, все сразу заговорят о тебе? Но ты-то никогда этого разговора не услышишь! А ещё все кричат: «конец света…» — да оглянитесь вокруг: он давно наступил, мы в нём живём!
На страницах портала SOVETTEBE.RU Вы найдете много интересного и полезного для себя!